«Дорога в пятый класс»
Проводить эту игру можно с учащимися четвертых классов в конце
учебного года. В ней хорошо выявляется уровень психологической готовности детей
9—10 лет к переходу в среднюю школу. Эта; готовность проявляется в следующих
позициях.
— сформированность учебной
мотивации;
— новое отношение к школе
как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений;
— умение занять
ответственную позицию школьника;
— социальная зрелость;
конструктивность во взаимоотношениях со сверстниками.
ХОД ИГРЫ
Приглашение
в дорогу
Ведущий заходит в класс и приглашает детей вместе с педагогами
пройти в кабинет психолога.
Ведущий предлагает ребятам сесть на стулья, расставленные большим
полукругом. На стенде перед ними прикреплен лист ватмана, на котором большими
красочными буквами написано «Дорога в пятый класс» и что-то необычное и
непонятное нарисовано снизу.
Ведущий. Сегодня нам предстоит собраться с вами в дорогу. Как выдумаете куда?...
Ведущий. Что обычно люди берут с собой в дорогу? (Чемодан,
карту и т.д;)
Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На карте мы
поместим ваши ожидания и те качества, которые есть у вашего классе и которые
понадобятся вам в средней школе.
Давайте: сегодня соберем
чемодан вашего класса Для этого надо
решить, что мы возьмем с собой в дорогу. Что должно быть у учеников пятого
класса, чтобы им жилось интересно и весело?
Дети активно называют различные качества, а ведущий фиксирует их
на стенде. Ребята ожидают от пятого- класса добрых учителей, хороших оценок,
интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива.
Ведущий: Вы назвали много разных вещей, которые вам
понадобятся в пятом классе но среди них есть самые важные. Сейчас мы будем
выяснять, же это?
Вам предстоит пройти через испытания. Если вы с ними справитесь и
сумеете понять, какие качества вам помогали, то значит, эти качества есть у
вашего класса. За каждое пройденное испытание вы получите паззлы, на которых
будет написано то качество, которое вам помогал. В конце игры из набранных паззлов надо будет
сложить предмет, который станет символом вашего класса.
ИГРА-РАЗМИНКА «ЗООПАРК»
Ведущий. Сейчас каждый получит лист бумаги, на котором написано
название животного. По моей команде «Начали!»
будете изображать при помощи жестов и звуков то животное, название
которого написано на вашем листе. Задача
каждого участника найти того одноклассника, который изображает такое же
животное: Нужно встать рядом с ним. Разговаривать во время игры нельзя.
Ведущий и егопомощники
быстро раздают всем ребятам маленькие сложенные листочки. В течение минуты
каждый из детей решает, как он будет изображать свое животное.
Ведущий. А теперь представьте, что ваши животные первый
раз "встретились в лесу; Каждый из них решил что-то рассказать о
себе, И сейчас вам нужно немного пообщаться в парах, Ваша задача —
постараться узнать как можно больше о другом животном. Помните, что животные
общаются друг с другом т зверином языке, то есть при помощи звуков и
жестов.
Участники в парах по очереди при помощи жестов и звуков
рассказывают о своем животном.
После того как животные рассказали друг другу о себе, ведущий
проводит небольшое обсуждение в каждой паре. Что же каждому удалось узнать о
своем сородиче?
Ведущий. Вот мы с вами немного поиграли, вы все
пообщались и настроились на наше занятие. Теперь настало время вашему классу
попытаться пройти через испытания,
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ игра«МАШИНКИ»
Ведущий. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность
поиграть с машинкой из будущего. Она управляется при помощи голоса хозяина. Что
он ей говорит, то она и делает.
Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача
хозяина — четко говорить, что нужно делать его машинке, бережно относиться к
ней, стараться, чтобы с его машинкой ничего не
случилось. В свою очередь машинка должна внимательно слушать хозяина и четко
выполнять его команды.
Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто
машинкой, проведем жеребьевку. Во время игры каждый сначала побывает в одной
роли, а затем в другой.
Мой помощник будет помечать на листе бумаги каждое столкновение
машины с предметом. Выигрывает тот хозяин, чья машинка сумеет без аварий
проехать весь путь.
Каждая пара быстро решает, кто будет ее представителем, и тот
отправляется тянуть жребий.
Ведущий и его помощники подготавливают помещение к игре, расставив
в хаотичном порядке стулья в центре зала.
Теперь наступил самый главный момент. Первым двум парам надо
попытаться справиться с заданием. Дети выходят и встают друг против друга так,
что их отделяет площадь, заставленная стульями, то есть дорога. Ведущий
завязывает глаза ребятам, которые играют роль машинок.
В тот же момент в зале
устанавливается тишина. Все дети, которые просто сидят на стульях, молчат.
В конце игры ведущий задает вопрос классу и взрослым: «Как вы
думаете, кто же оказался лучшим хозяином машины? Почему?
Дети и взрослые по очереди высказывают свое мнение.
Ведущий. Какое же качество всем помогало справиться с этим
заданием? -
Дети в основном называют такие качества, какумение слушать и выполнять задание,
умение ориентиваться в пространстве и взаимопонимание.
Ведущий. Вы сумели правильно назвать одно из важных качеств —
взаимопонимание, поэтому, ваш класс получает первый паззл, на котором
написано это качество. Решите, пожалуйста, кто из вашего класса станет
хранителем этого паззла.
Дети совещаются и доверяют
этот паззл одному из учащихся.
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ – игра «ИЗОБРАЗИ ФРАЗУ»
Ведущий. Для этой игры нам надо выбрать на роль ведущих трех сообразительных и артистичных ребят.
На обсуждение вам дастся одна минута.
Ведущий. Сейчас я буду показывать
ведущим карточки, на которых написаны разные фразы. Задача ведущих - передать
при помощи различных жестов или звуков
смысл этой фразы так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему
предстоит « изобразит» три фразы. Если
ведущему не удастся передать смысл фразы, тогда он имеет право
попросить помощи у другого ведущего.
В игре используются следующие фразы:
встреча гостей; решение задачи; прогулка в парке; занятие спортом; чтение
интересной книги; игра на компьютере; укладывание чемодана; игра на
музыкальных инструментах; просмотр телепередач.
Ведущий. Как вы думаете, какое
качество помогало вам справиться с заданиями этой игры?
Ребята отмечают, что - это
сообразительность и смекалка.
Ведущий: Вы правильно назвали еще
одно важное качество — смекалку,поэтому получает второй паззл. на котором написано это
качество. Решите, кто будет беречь паззл до конца нашей игры.
ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ - игра «ПЕРЕПРАВА»
Ведущий. В нашей следующей игре вам
нужно, используя различные способы, перебраться с одной половины зала на
другую. Вам дается две минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните
о том, что эти способы у всех должны быть 'разными. Если хотя бы двое ребят будут переправляться
одинаковым способом, то все участники игры должны будут вернуться на
исходное место и игра начнется заново.
Ребята выстраиваются в одну шеренгу в
правой части зала. Ведущий говорит, что сигналом к началу игры будет служить
музыка. Звучит легкая, веселая мелодия, и все дети начинают передвигаться к
противоположной стороне зала.
Ведущий.
Как вы думаете, какое качество
вам помогло в этой игре?
Ответы ребят сводятся к тому, что им помогали дружба, взаимопонимание,
находчивость и оригинальность.
Ведущий: Вы верно сказали, что
справится с этим заданием вам помогла дружба, а также ваши оригинальные
предложения, поэтому вы получаете-третий паззл - дружба и
оригинальность. Выберите, пожалуйста.его хранителя.
Дети сообща выбирают третьего хранителя.
ЧЕТВЕРТОЕ ИСПЫТАНИЕ игра «ВОПРОС-ОТВЕТ»
Ведущий. Вам предлагается в течение
пяти минут отгадать шесть загадок. Отвечать надо быстро. Если вы не
знаете отгадки, то говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ начисляется
один балл. Ваша главная задача — набрать наибольшее количество баллов.
Вам будут предложены загадки, для отгадывания
которых надо переставлять букву в слове так, чтобы получилось новое слово.
Давайте разберем одну такую загадку.
Легко дыша в моей тени. Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои — И целый лес ты мною свалишь. (Липа—пила)
В этой игре были использованы загадки из
сборника «Кроссворды».
Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут
— Титру я
сродни.
{Ток—кот)
Лежу я на земле.
Прибитая к железу.
Но буквы переставь
— В кастрюлю я полезу.
{Шпала—лапша)
Известное я блюдо.
Когда прибавишь «м»,
Лететь, жужжать я буду,
Надоедая всем .
(Ум—муха)
Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной
— И найдешь меня в буфете.
(Атлас—салат)
Я — дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне
— И воду подавать я буду.
(Сосна—насос)
Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично,
Но вставь нам «л» — и зазвучим
Тогда довольно мелодично.
(Гуси-гусли)
В ходе игры ведущий зачитывает загадки,
а дети говорят отгадки.
Ведущий. Посчитайте, пожалуйста,
самостоятельно, сколько вам удалось набрать баллов в этой игре?
Ведущий. Вы совершенно правильно
сказали, что вам удалось набрать в этой игре шесть баллов. Это очень
хороший результат.
Ведущий. Кто из вас может назвать
качество, которое помогало вам в этой игре?
Дети высказывают свои предположения: умение
думать, мыслить логически, находчивость.
Ведущий. Совершенно верно вы заметили,
что справиться с этой игрой вам помогала ваша находчивость. Получите еще один
паззл «находчивость» и выберите его хранителя.
СЕРЬЕЗНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
Ведущий. У нас с вами остались
пустыми еще два места для паззлов. Подумайте и скажите, какие еще два качества
понадобятся вам в пятом классе. На обсуждение дается три минуты.
Ученики встают в круг, и начинается обсуждение.
ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ - игра «РАСШИФРУЙ»
Ведущий. Сейчас ваш класс получит
карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача — в течгниедвух минут составить из этих букв слово, которое обозначалобы
человеческое качество.
Класс получает набор карточек с буквами б, т, ь, а, л, о, з, ю, н, е, л, с, н, о, ь, т, и приступает к работе.
Ведуших хвалит детей за то, что они
правильно выполнили задание и просит написать на чистом паззле это качество.
КОММЕНТАРИИ К ИГРЕ
Далее ведущий сообщает, что класс сумел
набрать достаточно много паззлов с названием важных качеств, которые необходимо
взять с собой в пятый класс. Теперь же нужно из этих паззлов сложить символ
класса.
Дети
приступают к выполнению заданий.
Ведущий. Как вы думаете, что вам
удалось сложить?
Ребята отвечают, что это похоже на
открытую книгу.
Ведущий. Это действительно открытая
книга. И сегодня мы с вами
поняли, что символом вашего класса является открытая книга. Сегодня мы также
сумели прочитать несколько страниц из этой книги. Cmaлo ясно, что ваш класс
— дружный, находчивый,
сообразительный, старательный, оригинальный.
Впереди у вас средняя и старшая школа, и
эта книга постепенно будет пополняться новыми важными качествами, которые вы
будете приобретать во время вашей школьной жизни.
Я предлагаю вам поместить ниши книги на карту с названием тех качеств, которые есть у вашего класса и
которые вы возьмете с собой в дорогу в пятый класс.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Ведущий
напоминает, что происходило в первой части.
После проведенной рефлексии ведущий
предлагает продолжить обсуждение темы «Переход из начального звена в среднее».
На доске вновь появляется карта класса с изображением открытой книги и написанными
на ней важными качествами. Рядом вывешен
чистый лист ватмана.
УПРАЖНЕНИЕ
Ведущий включает спокойную,
расслабляющую музыку и предлагает ученикам занять удобное положение за
партами.
Ведущий. А сейчас давайте немного
пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, сядьте
поудобнее и попытайтесь представить себе то, о чем я буду говорить.
Вы пришли 1 сентября в школу в пятый
класс. Попытайтесь представить, как вы
выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке. Что
происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки и о чем вас
спрашивают. Что от вас требуют? Способны ли вы выполнить тс требования, которые
вам предъявляет?
Попытайтесь найти в школе такое место,
где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте теперь взрослых, с которыми вам
было бы приятно, спокойно и интересно общаться.
А теперь мы возвращаемся обратно, в
настоящее, в четвертый класс. Я считаю до пяти. На счет «пять» вы медленно
открываете глаза и оказываетесь в нашем классе.
После релаксации ведущий предлагает
детям по желанию рассказать, что им удалось представить.
После недолгого обсуждения ведущий
предлагает классу нарисовать себя в настоящем и в будущем (в пятом классе).
Каждый рисует на своем листке.
Рядом со вторым рисунком нужно было
написать, каким каждый себя представляет в пятом классе, что в нем изменится.
Ведущий просит детей, чтобы они обращали внимание не только на внешние
изменения, но и на внутренние.
Музыка прекращается — значит, отведенное для
рисования время закончилось.
Дети по желанию рассказывают,
какими они себя нарисовали в настоящем и будущем, какие изменения произойдут с
ними в среднем звене. Во время рассказа ведущий уточняет у ребенка, чего он
ждет от себя в пятом классе. Эти ожидания ведущий просит записать око
Немає коментарів:
Дописати коментар